Короткая справка
Опрос: "Использование ИКТ в образовании"
Зав. отд. - д.т.н. Манако А.Ф.
Сотрудниками лаборатории, а в настоящее время отдела (с 1987 г.) диалоговых и обучающих систем, был пройден тяжелый путь от первых самых простых программ обучения на базе компьютера к развитию теорий поддержки дистанционного обучения с активным использованием мультимедиа. На протяжении двадцати лет отрабатывались отечественные компьютерные технологии обучения. Был издан словарь-справочник при участии 15 стран мира.
Первые результаты были получены уже в 60-ые годы прошлого столетия. Учеными и специалистами отдела пройден большой путь, от программирования частных заданий обучения до формирования современного понимания образа электронных технологий и систем обучения. В Украине первая научно-исследовательская лаборатория была создана в 1962 году на базе Института кибернетики, возглавлял ее до 1997 г. всемирно-известный профессор Довгялло Алексей Михайлович, под руководством которого были получены общепризнанные мировым сообществом научные и практические достижения.
На базе отдела в начале 90-х годов прошлого столетия было решено важное задание - создание концепции гибких дистанционных технологий, которые во многом определили пути развития дистанционного обучения в странах СНГ. Первые научно-исследовательские работы по развитию отечественных гибких дистанционных технологий обучения в рамках выполнения международного проекта Коперникус при участии 7 стран Европы начались в конце 1993 г. (обращаем внимание на тот факт, что украинский домен .ua был зарегистрирован в 1992 г.). В 1995 году состоялось первое в странах СНГ массовое обучение пользователей (с помощью электронной почты) в рамках выполнения проекта «УКРДОРИ-95», в котором приняло участие приблизительно 400 пользователей из 7 стран мира (учебные тексты поставлялись на русском и украинском языках, поэтому среди пользователей были представители США, Швейцарии, Австралии, Канады и тому подобные). Таким образом можно отметить, что практически все научные и технологические решения, которые отвечали каждому этапу развития технологий компьютерного обучения, присущи развитию общей эволюционной спирали, были исследованы и отработаны научно-исследовательским коллективом, который сейчас работает на базе Международного научно-учебного центра информационных технологий и систем НАН и МОН Украины. На базе отдела были разработаны основные положения по использованию мультимедиа в обучении.
Отдел сыграл значительную роль в развитии теории компьютерного обучения, было сформировано новое научное направление - создание электронных технологий обучения; качественно нового класса технологий по совокупности характеристик и возможностей, которые имели свойства высоких наукоемких технологий.
Длительное время направления электронизации образования и использования электронных технологий в обучении развивались благодаря усилиям ученых и специалистов отдела «диалоговых и обучающих систем».
В отделе развиты новые разделы теории обучающего диалога, что позволило проектировать эффективные режимы интерактивного взаимодействия в процессах обучения; получены новые результаты в области компьютерной дидактики; создана первая компьютерная дидактичная лаборатория для отработки и выбора основных педагогических и научно-технических решений в проектах компьютеризации обучения.
Исследованы фундаментальные основы построения и развития электронных научно-образовательных пространств.
Разработанные в отделе он-лайн технологии обучения способны во многом видоизменить и усовершенствовать системы образования, но пройден лишь первый этап в развитии электронных технологий обучения.